четверг, 10 сентября 2015 г.

Литературный музей Максима Богдановича г. Минск, Беларусь

      Литературный музей Максима Богдановича – это один из самых красивых музеев белорусской столицы. Он разместился в двухэтажном здании (памятник городской архитектуры XIX столетия) в Троицком предместье. Троицкое предместье – древний уголок Минска на левом берегу р. Свислочь. Главной улицей предместья была Троицкая, в XIX веке переименованная в Александровскую (теперь ул. М.Богдановича). Именно на этой улице находился дом, в котором родился классик белорусский литературы – Максим Адамович Богданович. К огромному сожалению, этот дом не сохранился. Литературный музей Максима Богдановича находится недалеко от того места. 
 

На начало 2006 года в фондах Литературного музея М.Богдановича находится около 17 тысяч (16 946) единиц хранения музейных предметов основного и научно-вспомогательного фондов. 
   Самая большая коллекция – это книги, среди которых четыре экземпляра единственного прижизненного сборника стихов М.Богдановича «Вянок» с его автографами, книги круга чтения поэта, литература о его жизни и творчестве, книги белорусских поэтов и прозаиков конца ХІХ – начала ХХ века, произведения последователей творчества Максима, переводы, посвящения. 
   Значительную коллекцию образуют рукописи. Здесь представлены рукописный сборник стихов М.Богдановича «Зеленя» (названия стихов, циклов и книги даются на языке оригинала), страницы дневника 1915 года, автографы стихов «Я вспоминаю дом старинный…» и «Я нядужны, бязскрыдлы паэт…», а также воспоминания о поэте его современников: А.Е. Богдановича, З.Верас, Д.Дебольского, рукописные материалы родных и знакомых, людей из окружения поэта: В.Г. Короленко, Е.П. Пешковой, З.Верас, А.Смолича; автографы белорусских деятелей культуры и искусства – З.Бядули, А.Павловича, К.Крапивы, М.Танка, М.Лужанина, А.Богатырёва, М.Аладова, Ю.Семеняко и других. 
   Коллекция документов представлена личными документами семьи Богдановичей и их родственников, а также документами общественно-культурной жизни Белоруссии, которые касаются вопросов увековечения памяти поэта. 
   В разделе аудиовизуальных памятников собраны около 6 тысяч фотографий и негативов, среди которых все известные фотографии Максима, фото его родных, знакомых, друзей, людей окружения М.Богдановича, исследователей его творчества; фотографии мест, связанных с жизнью и именем поэта. На фотографиях и негативах запечатлены мероприятия, увековечивающие память о поэте. Хранятся в фондах три кинофильма о Максиме Богдановиче, видеофильм, грампластинки, диски и записи стихов, песен и музыкальных композиций на слова М.Богдановича, магнитофонные записи торжественных мероприятий и воспоминаний о поэте. 
   Образ Максима и его творчества вдохновили художников на создание многочисленных произведений искусства. В фондах музея хранятся 72 картины, 19 скульптур, 309 художественных произведений графики, большинство из которых экспонируется в экспозициях и на выставках.Музей синтезировал жизненный путь Максима Богдановича и его духовный мир – неповторимый и оригинальный. Художественное оформление музея стилизовано под «модерн» – направление в искусстве конца XIX – начала XX столетия. Элементы модерна присутствуют в оформлении потолка, в оформлении рамок экспозиционных ниш, в сложном пластическом рисунке изделий из соломки, в ритмическом чередовании модулей мебельной конструкции, в витражах. 
   Автор художественной концепции – Эдуард Константинович Агунович, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. За оформление экспозиции Литературного музея М.Богдановича Э.К.Агуновичу присуждена Государственная премия Республики Беларусь (1993 г.). 
   Среди самых ценных экспонатов музея – четыре сборника «Вянок», оригинальные фотографии, рукописный сборник стихов «Зеленя», несколько автографов. 
   Каждый из пяти залов экспозиции отображает определенный период жизни поэта, тесно связанный с отдельной темой его творчества и перекликается с циклами стихов сборника «Вянок». Вся экспозиция построена на глубоком символизме. Каждый зал имеет свой экспонат – символ: полотенце, вышитое матерью поэта, слуцкий пояс, оригинальный сборник стихов «Вянок», гелиогравюра «Сикстинская Мадонна», фрагмент известной картины. Значительное место в экспозиции музея занимают мемориальные предметы, фотографии, книги семьи Богдановичей. Экспозиция также дополнена другими циклами стихов, рассказами, литературно-критическими произведениями. Залы расположены по кругу, символизируя собой жизненный путь поэта.    
    Первый экспозиционный зал знакомит с темой детства и ранней юности М.Богдановича. Представлены материалы, рассказывающие о родителях будущего поэта, о его предках. Раскрываются истоки таланта поэта и многогранность его личности. Художественное оформление зала – тема традиционного белорусского рушника на потолке, изделия из соломки с изображением образов мифологии являются своеобразным раскрытием циклов стихотворений М.Богдановича «У зачарованым царстве» и «Згукі бацькаўшчыны». 

   Материалы второго зала отражают процесс становления творческой индивидуальности Максима Богдановича: его литературный дебют в 1907 году в белорусской газете «Наша Ніва» с рассказом «Музыка», творчество поэта в двухмесячный ракутевщинский период (циклы стихов «Старая Беларусь», «Места» и поэмы – «Вераніка», «У вёсцы»). Композиционным ядром этого зала является своеобразный «иконостас» – двенадцать графических портретов деятелей белорусской культуры. Второй ряд – фотографические изображения белорусских писателей XIX – начала XX столетия. Экспонаты – символы – слуцкий пояс и Статут Великого Княжества Литовского (ред. 1588 г.). 
   Третий зал экспозиции посвящен теме расцвета творческого таланта М.Богдановича. Доминанты залы – поэтический сборник стихов «Вянок» и экспонаты, с помощью которых раскрывается творческое кредо «певца чистой красы». Максим Богданович предстает как талантливый поэт, прозаик, критик, публицист, журналист. Его сборник «Вянок» вышел из печати в 1913 году (по свидетельству В.Ластовского – в 1914 г.) в Вильно (типография Мартина Кухты). Поэзия Богдановича – нетрадиционная и в то же время близкая каждому. Рассказы «Апокрыф» и «Апавяданне аб іконніку і залатару...» являются образцами высокохудожественной прозы, в которых поэт провозгласил идею ценности красоты и искусства в жизни человека.    
    Следующий зал – «Мадонны» – отличается от других залов экспозиции своим оформлением и введением особых приемов подачи экспонатов. Люстра – символ, напоминающая крест, условно разделяет зал на три части, но в то же время объединяет доминанты зала: гравюру «Сикстинская Мадонна», рукописный сборник «Зеленя», посвященный Нюте Гапанович (двоюродной сестре), портрет Анны Рафаиловны Кокуевой, ярославской знакомой поэта. Мадонна – один из центральных образов в творчестве М.Богдановича. Он раскрывается в поэмах «У вёсцы», «Вераніка», в цикле стихов «Каханне і смерць» и др. Цикл «Мадонны» Максим Богданович посвятил Анне Кокуевой.   
    Атмосфера трагизма последних месяцев жизни Максима Богдановича, несбыточность надежд и желаний, в пятом зале передаются через символизм экспонатов и сложное художественное решение. По сравнению с предыдущими залами в нем небольшое количество экспонатов. На металлических конструкциях, которые как бы парят в воздухе, выбиты названия тех сборников, которые Богданович хотел издать, но не успел. Лепка на потолке и стенах через идею образа Стратима-лебедя раскрывает тему не исполненных желаний. Также провозглашается идея высокого предназначения человека перед Вселенной. Доминанта залы – карманные часы, подаренные Максиму его отцом и отсчитавшие последние мгновения жизни поэта. Земные часы остановились, небесные – вечно будут продолжать свой ход...

 Постановление о создании Литературного музея Максима Богдановича принято 19 сентября 1980 года. С 1 апреля 1981 года музей начал действовать как учреждение культуры. Группа художников и музейных сотрудников творчески работала над созданием экспозиции музея, которая была открыта для посетителей 8 декабря 1991 года к 100-летию со дня рождения Максима Богдановича. В доме, который лишен мемориальности, с помощью экспонатов и художественных приемов, воссоздан неповторимый поэтический мир поэта и его жизненный путь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий