вторник, 1 сентября 2015 г.

 (Muriel Sarah Spark)
(01.02.1918 - 13.04.2006)

Шотландская писательница и литературный критик, удостоенная ордена Британской империи за свои литературные заслуги.




Мюриэл Спарк (в девичестве Камберг) родилась в Эдинбурге в семье инженера, еврея из Литвы, и англичанки протестанского вероисповедания. Образование Мюриэл получила в школе для девочек Джеймса Гиллеспи, затем посещала писательские курсы, работала секретарем. В 1937 г. она уехала в Родезию (ныне Зимбабве), где в 1938 году вышла замуж за Сиднея Освальда Спарка. Вскоре родился сын, но брак распался, и в 1944 году Спарк вернулась в Англию на военном транспорте. В годы войны служила в отделе контрпропаганды военной разведки (его также называют отделом дезинформации).


После войны Спарк редактировала два поэтических журнала - «Poetry society» «Poetry Review» (1947-1949), занималась филологическими штудиями.

Свою карьеру в литературе Спарк начала как литературовед: в 1951 году вышла монография «Дитя света» - о Мэри Шелли, прозаике XIX в., создавшей в романе «Франкенштейн» образ поистине бессмертного монстра. Также Спарк подготовила к изданию сборники материалов, связанных с литературным наследием сестер Бронте, в частности - том писем Эмили Бронте. Выпустила также первый поэтический сборник «Фэнфарло и другие стихотворения» («Fanfarlo and Other Verse», 1952). 

Спарк уже получила признание как критик и поэт, когда предприняла свою первую попытку написать художественную прозу - рассказ «Серафим и Замбеси», который послала на Рождественский литературный конкурс 1951, проводившийся лондонской еженедельной газетой «The Observer». 

В это же время Спарк переживала кризис веры. На всем протяжении этого кризиса она получала финансовую и психологическую помощь от Г.Грина, в свое время перешедшего в католичество. В 1954 Спарк сама обращается в католичество. Этот шаг оказал огромное влияние на ее творчество. Давний поклонник творчества Спарк Дж.Апдайк писал в «Нью-Йоркере»: «Еще со времени ее первого опубликованного и отмеченного премией рассказа "Серафим и Замбеси" темная магия Африки прочно связалась в сознании Спарк с темной магией католицизма, в который она решительно перешла». 

Первое значительное произведение Спарк - повесть «Птичка-″уходи″», написанная, как и конкурсный рассказ, на африканском материале, и давшая название одноименному сборнику малой прозы (1958). 

Дебютом в жанре романа стала книга «Утешители» (The Comforters, 1957), в которой проявилась способность писательницы создавать тревожащие и неотразимые характеры, вызывая беспокойное ощущение нравственной неопределенности.

В 1959 Спарк пережила первый большой успех после выхода в свет романа «Memento mori», который можно назвать «пляской смерти» группы стареющих интеллектуалов, не прекращающих ссорится и соперничать даже в то время, когда один за другим умирают. После этого романа некоторые критики сравнивали Спарк с А. Комптон-Бернетт и И. Во. Роман был переработан для сцены в 1964 и для Британского телевидения в 1992. 

В конце 1950-х гг. Спарк окончательно решила стать профессиональным писателем. 

В 1961 Спарк опубликовала роман, ставший, по общему мнению, ее шедевром, - «Мисс Джин Броди в расцвете лет» (The Prime of Miss Jean Brodie). Впоследствии он был переделан в пьесу, ставшую хитом по обе стороны Атлантики в 1966-1968, затем - в знаменитый фильм (1969) с участием М.Смит и, наконец, - в шестисерийный телефильм, вновь имевший трансатлантический успех в 1978 и 1979.

В 1967 г. Спарк переехала на постоянное место жительство в Италию.

Среди других романов Спарк - «Робинзон» (Robinson, 1958), «Баллада о предместье» (The Ballad of Peckham Rye, 1960), «Холостяки» (Bachelors, 1960), «Девушки со скромными средствами» (The Girls of Slender Means, 1963), «Мандельбаумские ворота» (The Mandelbaum Gate, 1965), «На публику» (The Public Image, 1968), «Место водителя» (The Driver's Seat, 1970), «Не беспокоить" (Not to Disturb, 1971), «Аббатиса Круская» (The Abbess of Crewe, 1974), «Территориальные права» (Territorial Rights, 1979), «Умышленная задержка» (Loitering With Intent, 1981), «Единственная проблема» (The Only Problem, 1984), «Далекий крик из Кенсингтона» (A Far Cry From Kensington, 1988), «Симпозиум» (Symposium, 1990) и «Реальность и мечты» (Reality and Dreams, 1996). 

Спарк выпустила пять сборников рассказов: «'Птичка-уходи' и другие рассказы» (The Go-Away Bird and Other Stories, 1958), «Играющие голоса» (Voices at Play, 1961), «Избранные рассказы» (Collected Stories, 1968), «Рассказы Мюриел Спарк» (The Stories of Muriel Spark, 1985), «Вниманию публики: новые и избранные рассказы» (Open to Public: New and Collected Stories, 1997); поэтический сборник «Избранные стихотворения» (Collected Poems, 1967) и пьеса «Доктора философии» (Doctors of Philosophy, 1962). 

В 1993, в возрасте 75 лет, Спарк написала «Curriculum Vitae: автобиография», чтобы исправить допущенные критиками ошибки и неточности, а также собрать воедино факты, касающиеся ее жизни и творчества. «Curriculum Vitae» рассказывает о первых тридцати девяти годах жизни писательницы - вплоть до опубликования ее первого романа «Утешители». В 1993 Спарк была удостоена ордена Британской империи за свои литературные заслуги и получила право называться Дамой.

Ее последний роман «Оказание пособничества и подстрекательство» (Aiding and Abetting, 2001) получил безоговорочное одобрение критики.

В Шотландии Мюриэл Спарк считают культурным достоянием нации. Ее портрет (в полный рост) украшает экспозицию Национальной портретной галереи Шотландии. В Эдинбурге гостям показывают женскую школу Гиллеспи, в которую ходила писательница и с которой она позднее «списала» другую школу - ту, где преподавала мисс Броди. 

Награды писателя

орден Британской империи (1993)
премия Дэвида Коэна (1997)

Библиография   



Утешители / The Comforters (1957)
Робинзон / Robinson (1958)
Memento mori / Memento Mori (1959)
Баллада о предместье / The Ballad of Peckham Rye (1960)
Холостяки / The Bachelors (1960)
Мисс Джин Броди в расцвете лет / The Prime of Miss Jean Brodie (1961)
Девушки со скромными средствами / The Girls of Slender Means (1963)
Мандельбаумские ворота / The Mandelbaum Gate (1965)
На публику / The Public Image (1968)
Сиденье водителя / The Driver’s Seat (1970)
Не беспокоить / Not to Disturb (1971)
Теплица на Ист-Ривер / The Hothouse by the East River (1973)
Аббатиса Крусская / The Abbess of Crewe (1974)
Передел / The Takeover (1976)
Территориальные права / Territorial Rights (1979)
Умышленное промедление / Loitering with Intent (1981)
Единственная проблема / The Only Problem (1984)
Далёкий крик из Кенсингтона / A Far Cry From Kensington (1988)
Симпозиум / Symposium (1991)
Реальность и мечты / Reality and Dreams (1996)
Пособники и подстрекатели / Aiding and Abetting (2000)
Старшие классы / The Finishing School (2004)

Комментариев нет:

Отправить комментарий