четверг, 8 октября 2015 г.

День Всех Святых

Хэллоуин – один из старейших праздников мира, ему уже несколько тысяч лет.
Этот причудливый праздник вобрал в себя древние традиции кельтов, и более поздние христиан, в нем переплелись воедино чествование темных сил и поклонение всем святым.
Корни этого странного праздника уводят нас вглубь веков, в дохристианскую эпоху. Много веков назад, на землях современной северной Франции и Британских островах, жили племена кельтов. Год у кельтов делился на две части, темную и светлую. Светлая часть начиналась в апреле, а темная часть в ноябре. Праздник перехода от светлой части года к темной, кельты называли Самайн, в честь первого месяца темной части.

Самайн, или, как его еще называли, Фестиваль Самайн, проводился 1-го ноября, в первый день зимы – темной части года. В ночь, с 31-го октября на 1-е ноября, зима сменяла лето, день менялся местами с ночью, жизнь со смертью, барьер между нашим миром и потусторонним утончался, появлялись двери между этими мирами, но всего на одну ночь. В эту самую ночь, души умерших возвращались к очагам своих родных домов. Но не только добрые души возвращались в наш мир в эту ночь, вся нечистая сила также спускалась на землю, злые духи вселялись обычно в животных, а самые злобные и опасные – в черных котов.

В эту ночь друиды – жрецы у кельтских народов – собирались в своих святилищах, на вершинах холмов и в дубовых рощах, разводили огромные костры и приносили жертвы, чтобы задобрить злых духов. Поутру, друиды раздавали соплеменникам угли своих костров, от них люди разжигали огонь в своих домашних очагах. Этот огонь старались поддерживать всю темную часть года, считалось, что он отгоняет злых духов. Когда древние римляне завоевали в начале нашей эры кельтские земли, они принесли с собой и свои праздники. День Помоны – древнеримской богини растений – отмечался также в ночь с 31-го октября на 1-е ноября. Удивительно, что этот праздник также в чем то схож с кельтским Самайном. К десятому веку нашей эры, когда на территориях кельтов прочно укоренилось христианство, традиции Самайна смешались с христианским Днем Всех Святых. Ночь, предшествующая этому празднику, называлась на тогдашнем английском языке All Hallows’ Even – Канун Всех Святых, позже это название стали сокращать до Hallowe’en, и, в конце концов, название праздника приняло привычный уже для нас вид Halloween – Хэллоуин. Не менее удивительно и то, что празднование Дня Всех Святых не искоренило из народной памяти праздник Самайн, а наоборот – языческий праздник плотно переплелся с праздником церковным.

  Читать и рассказывать страшные истории, страшилки и страшные истории из жизни в ночь на Хэллоуин – еще одна старая и забавная традиция.

Предлагаем и вам окунуться в атмосферу праздника.

Читаем и боимся! Приятных мурашек!









 Рэй Брэдбери «Канун всех святых»
Дерева, вершина которого достигает небес, вы определенно никогда не встречали… Растут на этом дереве тыквы разных цветов, форм и размеров. Под деревом встретится вам странный господин Смерч – он-то и увлечет вас в чудесное путешествие, из которого вы вернетесь совершенно другим человеком. Если вернетесь, конечно…
 Рэй Брэдбери «Надвигается беда. Рассказы»
Завертелась жуткая карусель, в зловещий Зеркальный лабиринт вошли первые посетители – это приехал разъездной карнавал. Маленький городок оказался во власти злых и жестоких сил, и только чистые душой способны спасти жителей городка от превращения в ужасных зомби.
…Главное дело — стоял октябрь, месяц, особенный для мальчишек. Само собой, остальные месяцы тоже не похожи друг на друга, просто, как говорят пираты, одни получше, другие похуже. Взять вот сентябрь — плохой месяц: надо в школу идти. Август не в пример лучше — до школы еще не близко. Июль — ну, июль замечательный: куда ни глянь, на школу и намека нет. Ну а уж июнь лучше всех: школьные двери нараспашку, а до сентября — миллион лет…
  Агата Кристи «Вечеринка в Хэллоуин»
 Эркюль Пуаро в этом романе Агаты Кристи вновь встретится с Ариадной Оливер (отметим, что в её образе писательница, как полагают многие критики, выводила себя). Гениальному сыщику предстоит расследовать убийство 13-летней девочки. Роман, несмотря на жутковатый сюжет, читается как чудесная сказка; про себя отмечаешь, что убитая отнюдь не была приятной или милой, и недостаточно найти ключ к разгадке её тайны – необходимо обнаружить ещё и дверь, к которой  он подойдет.
 Клуб Привидений
В этой книге собрано много прекрасных английских авторов, начиная с XVIII века и заканчивая серединой XX века. Можно даже сказать, что несколько поколений признанных мастеров рассказывают о таинственном и сверхъестестественном. Мурашки по телу пробегают, когда читаешь рассказы Эдварда Бенсона, Монтегю Джеймса, Артура Грея.
Чарльз Диккенс, Джозеф Шеридан Ле Фаню, Амелия Эдвардс, Монтегю Родс Джеймс, Джон Бакан – ими не ограничивается список авторов, явившихся в “Клуб Привидений”, чтобы порадовать любителей доброго старого ужаса. Готические рассказы XIX-начала XX века, периода расцвета этого жанра, повествуют о загадочном, непостижимом, сверхъестественном. Повествуют иной раз весело, иной раз торжественно-мрачно.

  Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»
Хотите прогуляться вечером по октябрьскому Лондону? Если начнете читать этот роман Желязны, вам представится такая возможность. Выйдите на набережную Темзы, посетите Сохо, прошествуйте важно по Бейкер-стрит, полюбуйтесь с моста проплывающими пароходами.  Но знайте, что где-то совсем рядом с вами прогуливается в поисках очередной жертвы неуловимый Джек-Потрошитель, а доктор Франкенштейн в компании созданного им ужасного монстра наблюдает за вами из-за кустов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий