понедельник, 14 декабря 2015 г.


14 декабря родился Илья́ Варша́вский

"Мне кажется, что и Войскунский, и Гансовский, и Варшавский, и Лукодьянов, и Ефремов-то точно — это люди, которые действительно создали целое поколение".
(с) Дмитрий Быков

Илья́ Ио́сифович Варша́вский (1 [14] декабря 1908, Киев, Российская империя — 4 июля 1974, Ленинград, СССР) — советский писатель-фантаст.

Илья Варшавский родился 14 декабря 1908 года. По семейным причинам в метрическую книгу записали дату 12 марта 1909 года. При замене паспорта он попросил вписать дату рождения 10 февраля, чтобы отмечать его в один день с женой. В краткой литературной энциклопедии поставили дату: 11 февраля 1909 года. 

В молодости хотел стать актёром и пытался поступить в студию ФЭКС («Фабрика эксцентрического актера»). Провалившись на экзамене, поступил в мореходное училище в Ленинграде, которое окончил со званием «механик торгового флота». Несколько лет служил во флоте. В 1929 году в соавторстве с журналистом Николаем Слепнёвым и старшим братом Дмитрием написал книгу очерков «Вокруг света без билета» (под общим псевдонимом Николай Альдим). До начала войны работал инженером на заводе «Русский дизель». В армию не был призван из-за травмы, полученной в детстве. Осенью 1941 года был эвакуирован на Алтай, где оставался до 1949 года. Вернувшись в Ленинград, снова поступил на «Русский дизель», где проработал ещё двадцать лет. 

По собственным словам, терпеть не мог фантастику и фантастические рассказы начал писать после спора с сыном. В 1962 году опубликовал первый фантастический рассказ, после чего началась карьера фантаста. Он был первым руководителем Ленинградского семинара молодых писателей фантастов (в 1972 году его сменил Борис Стругацкий). Вёл на Ленинградском телевидении научно-популярную передачу «Молекулярное кафе». 

Варшавский отличался добродушием и остроумием. Именно он придумал фамилию Фарфуркис, которую позже использовали братья Стругацкие в «Сказке о Тройке». 

Вот как описывали его критики Евгений Брандис и Владимир Дмитревский: 

Он оказался человеком средних лет, сухощавым, с энергичным профилем, небольшой бородкой, как у майн-ридовских героев. «Отставной моряк торгового флота», — решили мы, не сговариваясь. 

Семья.

Отец — Иосиф Викторович Варшавский, выпускник Цюрихского политехнического института, инженер, специалист по тепловым двигателям. 
Мать — Клара Ильинична Варшавская, урождённая Гинзбург (1892-1960), член секции переводчиков СП СССР, тётка Риты Райт. 
Жена (с декабря 1929) — Луэлла Александровна Варшавская, урождённая Краснощёкова (1910-2002), дочь А. М. Краснощёкова, приёмная дочь Лили Брик. 
Сын — Виктор Ильич Варшавский, кибернетик. 

Творчество.

Первый фантастический рассказ Варшавского «Роби» был опубликован в 1962 году в журнале «Наука и жизнь». Первая книга «Молекулярное кафе» появилась в 1964 году. При жизни Варшавского вышло всего пять сборников рассказов. Его творчество отличалось разнообразием: пародии и стилизации («Секреты жанра», «Новое о Шерлоке Холмсе», «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ»), социальные памфлеты (цикл о Дономаге: «Фиалка», «Тревожных симптомов нет»), проблемные психологические новеллы («Решайся, пилот!», «В атолле», «Сюжет для романа», «Повесть без героя»). 

Варшавского сразу оценили критики и коллеги-фантасты. Е. Брандис и Вл. Дмитревский писали, что «рассказы поразили остротой сюжетов, изобретательностью, остроумием и, главное, несомненным литературным мастерством». В. Гопман отмечал: «Точный, изящный юмор ситуаций и характеристик, когда мягкий, когда переходящий в сарказм или убийственную иронию, пронизывает всю прозу Варшавского». Сергей Снегов сравнивал сюжеты Варшавского с сюжетами О. Генри. Борис Стругацкий вспоминал: 

В начале 60-х в Ленинград приехал Станислав Лем. Ему дали прочитать папку тогда ещё не опубликованных рассказов Ильи Иосифовича. На другой день он сказал: «Никогда не думал, что в одной папке может уместиться вся западная фантастика». Это было тем более приятно слышать, что пан Станислав уже славился не только как замечательный фантаст, но и как выдающийся знаток англоязычной фантастики. 

Современные авторы называют цикл о Дономаге предшественником киберпанка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий