15 августа 1771 года родился сэр Вальтер Скотт (ум. 1832) — всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, шотландец по происхождению, адвокат. Для шотландцев он больше чем писатель. Он возродил историческую память народа, он открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь для Англии.
Вальтер Скотт - мастер исторического романа - родился в Эдинбурге в семье адвоката. С детства Скотт с неподдельным интересом слушал рассказы взрослых о Шотландии, о древней истории. Вскоре он уже сам начал взахлеб читать исторические произведения. Феноменальная память позволяла Скотту запоминать до мельчайших деталей обстоятельства всевозможных войн, походов, сражений, имена и титулы исторических лиц.
Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии.
Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII, — а отчасти и более позднему времени - «Уэверли», «Гай Маннеринг», «Эдинбургская тюрьма» и др. В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов.
Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. (роман) «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Кенильворт», «Анна Гейерштейнская» и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюста Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта, прежде всего, внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина «классического» средневековья «Айвенго» в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира.
Последние годы жизни Скотта были ознаменованы постоянной борьбой за выживание. Желая приобрести недвижимость в Шотландии, Скотт пошел на рискованное предложение своего издателя Арчибальда Констебля. Он платил писателю вперед за произведения, которые ещё не были написаны. Такая форма оплаты была нормальна для тех времен, однако финансовый обвал 1825 года в корне изменил ситуацию. Констебль стал банкротом, потянув за собой Скотта и Баллантайна. Отвечать за долги пришлось всем имуществом, поэтому Скотт вынужден был посвятить остаток жизни выплате долгов, сумма которых составляла 120 000 фунтов стерлингов.
В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвёртого удара, Вальтер Скотт скончался.
Комментариев нет:
Отправить комментарий