Как полюбить классику
школьной программы
Ищем новый подход к произведениям великих
Иван Алексеевич Бунин
В неофициальном состязании на право считаться самым едким русским классиком Иван Бунин победил бы, не выходя на ринг: мемуары и дневники сохранили немало оскорблений в адрес выдающихся современников в диапазоне от Маяковского до Блока. Его можно понять: родившийся в неподходящее для его темперамента десятилетие (позже Чехова, но раньше Белого), Бунин оказался в положении хранителя традиции в те времена, когда об нее уже стали вытирать ноги, — и так и не смог преодолеть ее инерцию. Другое дело, что модернистская поэтика, от которой он декларативно бежал всю свою жизнь, под конец его все-таки настигла. В частности, поздние «Темные аллеи» построены на зловещем переплетении психоаналитических категорий «эроса» и «танатоса».
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ: Школьный Бунин — это прежде всего «Господин из Сан-Франциско», редкой силы рассказ, манифестирующий бунинское отвращение к современности с ее круизными лайнерами и другими буржуазными развлечениями, и «Чистый понедельник», за чьей обманчивой простотой скрывается многослойный культурный подтекст.
ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ: «Окаянные дни», пожалуй, не стоит воспринимать как единственный документ о русском 1917 годе — Бунин перегибает на каждой второй странице, — но и обходить стороной тоже не рекомендуется: о том, как переживают катастрофу люди определенного склада — а это добрая половина эмиграции, — в этой книге сказано лучше, чем где бы то ни было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий