1. Тринадцатилетний сын академика живописи, профессора Училища живописи, ваяния и зодчества Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман, летом 1903 года упал с лошади и сломал ногу; нога неправильно срослась и Пастернак разом выбыл из двух предстоящих мировых войн и одной гражданской. Не случайно он подчёркивал, что именно с этого «падения» начался его путь в творчество.
2. Из наставников, которые занимались дошкольным обучением, Пастернак в своих воспоминаниях описывал свою первую учительницу Екатерину Ивановну Боратынскую, детскую писательницу и переводчицу литературы для юношества с английского. Она обучала грамоте, начаткам арифметики и французскому с самых азов, с того, как сидеть на стуле и держать ручку с пером в руке.
«Меня водили к ней на урок в занимаемый ею номер меблированных
комнат. В номере было темно. Он снизу доверху был набит книгами. В нём пахло
чистотой, строгостью, кипячёным молоком и жжёным кофе. За окном, покрытым
кружевною вязаной занавеской, шёл напоминая петли вязанья, грязноватый,
кремовый снег. Он отвлекал меня, и я отвечал Екатерине Ивановне,
разговаривавшей со мной по-французски, невпопад. По окончании урока Екатерина
Ивановна вытирала перо изнанкой кофты и, дождавшись, когда за мной зайдут,
отпускала меня».
3. Окончить Московский университет Борису Леонидовичу помог Мансуров, оставленный при университете молодой историк. Он снабдил писателя целым собранием подготовительных пособий, по которым он сам сдавал государственный экзамен в предшествующем году. Профессорская библиотека с избытком превышала экзаменационные требования и, кроме общих руководств, содержала подобные справочники по классическим древностям и отдельные монографии по разным вопросам. Интересен факт, что после окончания Московского университета Борис Пастернак так и не пришел за дипломом. Сегодня этот документ хранится в архивах университета.
4. Знакомство с Маяковским началось с полемической встречи двух враждовавших между собой футуристических групп. По мысли устроителей, должна была произойти некоторая потасовка, но ссоре помешало с первых слов обнаружившееся взаимопонимание двух литературных гениев.
«…Передо мной сидел красивый, мрачного вида юноша с басом
протодиакона и кулаком боксёра, неистощимо, убийственно остроумный, нечто
среднее между мифическим героем Александра Грина и испанским тореадором» - так написал Пастернак о Маяковском.
5. Несмотря на преследования внутри страны, творчество Пастернака было высоко оценено за рубежом. В 1958 году Нобелевскую премию по литературе для Пастернака предложил французский писатель и лауреат Альбер Камю. 23 октября 1958 года Шведский комитет присудил Пастернаку Нобелевскую премию, отметив его «выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».
6. В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и посмертно восстановлен в Союзе писателей СССР. Спустя год журнал «Новый мир» опубликовал его роман «Доктор Живаго», а Шведская академия аннулировала его вынужденный отказ от премии. В 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Пастернака были переданы его старшему сыну Евгению.
7. У героинь романа «Доктор Живаго» - женщин, которых любил главный герой, есть реальные прототипы. Образ Тони Громеко, жены Живаго, включает черты двух жён Пастернака: первой - художницы Евгении Лурье, и второй - пианистки Зинаиды Нейгауз. В образе Лары, главной и самой запоминающейся героини романа, исследователи видят черты Ольги Ивинской, последней возлюбленной поэта, с которой он не был официально связан. В 1958 году Пастернак писал, что Ольга Ивинская «и есть Лара моего произведения», «олицетворение жизнерадостности и самопожертвования».
Приглашаем за книгами Бориса Пастернака в библиотеки города Могилева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий